ENGLISH


ДОМОЙ

НОВОСТИ


"ТРЕТИЙ ПУТЬ"


"АНАРХИЯ"


"ПУТЬ К СВОБОДЕ"


"НИЖЕГОРОДСКИЙ АНАРХИСТ"


"ХРАНИТЕЛЬ"


EF! RAINBOW KEEPERS


КНИГИ, БРОШЮРЫ, БУКЛЕТЫ


ПОДПИСКА


КАТАЛОГ


РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ


 
 
©

Третий путь N50

Ирина Король

"Хранители Радуги", как они есть.

Меня учили: крыша - это крыша...

Э.Багрицкий.

Буря дисскуссий, закрутившаяся вокруг имени Хранителей в последнее время, безусловно свидетельствующая об огромном интересе к движению, как и один за одним вырастающие "критические мнения" - все это прежде всего показатель того, что мы - сила и нас невозможно проигнорировать.

Понятно, что часть высказавшихся, как это происходит по любому поводу, а не только в случае Хранителей радуги, занимает позицию ленивого человека, которого потревожили какие-то новые слухи о конце света. И вот: "мессия то не явился!" - радостно воскликнул он, дождавшись определенной даты. Воскликнул и успокоился. "Хорошо по траве пробежаться без ног..." Обидно. Но так меня учили.

"Как они есть" - чрезвычайно смелая формулировка. И кого-то она смутит. Но каждый из нас, составляя, а тем более высказывая свое мнение, полагает, что оно справедливо. Или врет. Или заблуждается. Это вполне относится и к автору.

И последнее. К радикальному экодвижению в бывшем СССР я принадлежу вот уже более шести лет. Мне представляется, что у него достаточно проблем. Их видимо стоит обсуждать. И это не попытка закрыть дискуссию. Это попытка перевести ее из плоскости "вокруг имени" в плоскость "о радикальном экологическом движении". Хотя конечно, и то, что вокруг, все равно будет.

Теперь о самих Хранителях.

В конце 80-х, начале 90-х массовые экологические выступления были частью всеобщего опьянения демократией. Их было много по всему бывшему Союзу. Огромных успехов достигло антиатомное движение. Большая часть этих выступлений, достаточно быстро достигавших успеха, по общепринятой терминологии были радикальными, включая акции прямого действия. То есть те, в которых действия людей оказывают непосредственное воздействие на результат. Например, препятствуют строительству чего-либо. Понятно также, что в процесс достижения цели были вовлечены и СМИ и депутаты разных уровней и т.п. Это была исскусственно возникшая ситуация высокой гражданской активности в обществе.

Но с первыми серьезными экономическими трудностями интерес к демократии резко упал. Ни вдохновляющей идеи строительства капитализма, ни каких-либо гражданских традиций у нас не было. И наше общество обрело присущее ему теперь лицо.

Однако, в 1989 году группе Самарских анархистов случайно, как и остальное население Чапаевска, узнавших о строительстве в городе завода по уничтожению химического оружия (безопасные способы его уничтожения не найдены, так что с экологической точки зрения его лучше хранить) пришло в голову организовать в городе первый у нас в Союзе экологический лагерь протеста. Быстро переросший в семитысячный палаточный городок, ставший центром "кампании" - как теперь принято выражаться.

После (в 90-м) была Балаковская атомная. И снова лагерь протеста. В группе энтузиастов-инициаторов появились новые люди. В 91 - Запорожье, закрытие на реконструкцию нескольких цехов коксохима. Это все еще был бум демократического и экологического движения. В Запорожье участниками лагеря протеста на была создана местная экологическая организация "Чистый воздух" - работающая до сих пор. Чтобы было понятно, что такое лагерь протеста, представте себе, что съезжается (сходится) группа людей, которая планирует, как общими усилиями синициировать участие общества в решении стоящей перед ним проблемы.

Наивно полагать, что храбрые Хранители или кто-то еще может решить что-то, кроме внутренних проблем, исключительно за счет личного мужества и энтузиазма. Поэтому наивно уговаривать атомшщиков Волгодонска или Соснового Бора отказаться от АЭС, даже в пользу другого производства. Эта проблема перед обществами атомщиков не стоит. И только очень далекий от реальной жизни человек может расчитывать, что его пламенные речи и жажда спасения человечества могут НАВЯЗАТЬ этим людям проблему атомной энергетики.

Так вот. Синициировать участие общества. Если люди сами, например, ложатся на дорогу, преграждая путь разрушающей природу технике - то это здорово. Это очень эффективно - прямо пропорцианально их упорству. И это говорит о том, что они реалистично оценивают свои перспективы на выживание (хорошо информированы) и готовы защищаться (психически здоровы). В начале 90-х это было еще легко. Дальше-труднее. Однако и опыта у инициативной группы было больше. Мы учились на своих ошибках, учились друг у друга. Задумывались и о том, как жить дальше. Каким образом развиваться. Возникли концепции и несогласные. И это естественно. Никто не умер и не распался.

Вообще говоря, существует миф о Хранителях, да и радикалах в целом, как о людях больше, чем на слепое выражение протеста, ни на что не способных. А то и вообще, представляют себе, что это куча социально не адаптированных детей. На самом же деле и лагеря протеста, и экология и анархизм (как идейное течение и способ жизни) - все это было не случайно. Только про завод в Чапаевске случайно стало известно, ну не было бы завода в Чапаевске - было бы что-то еще.

В 1990 году впервые появилось название "Хранители радуги" - если переводить на сегоднящний нгошный жаргон - можно было бы сказать, что это было название проекта такое. (Тогда у нас проектов не было, жизнь была проще). В группу Храниетелей входили инициаторы Чапаевского лагеря. Потом и другие тоже. Кому-то по ходу идея переставала нравится. Все как у людей.

Задумывался "проект" для попытки моделирования живого альтернативного (анархического) общества. Оно должно было работать - приносить пользу - и радоваться. Ну и много всяких там идей про роль экологического и т.п. Естественно, мир, в котором ты работаешь, нужно знать таким, какой он на самом деле. Иначе ничего нельзя сделать целенаправленно. А если не работать, то и общества живого не получится, одни только идеи, в том числе и про роль экологического. Так мы в общем и работали и жили. Мир менялся. Все больше в сторону пассивности людей, задавленных внезапно обрушившейя на них рыночной экономикой не важно на какой стадии. Люди перестали верить в то, что что-то могут решать не только деньги у кого-то, но и они сами. Стало труднее. Нет с экологией все осталось по прежнему. Это было и остается столь же эффективно, как и тогда - просто встать на дороге и не уходить. А в условиях, когда деньги решают все, что не решает сила, это единственный способ защищаться. И нападать, когда тебе угрожают. Но почти никто ничего не хочет делать сам.

Мы должны были затрачивать все больше и больше усилий на все, что бы мы не делали. Мы стали изобретательнее. Ну и нас самих правда стало больше.

Таким образом, на территории бывшего СССР вот уже около 9 лет некая группа людей каждый год организовывает лагеря протеста. Те, кто этим больше не занимается, ну и ради бога - хотя и жаль, почему-то вдруг решили, что это не хорошо - что развиваясь, движение выбрало себе названиие. То, которое возникло в 90-м - Хранители Радуги. Будто огорчаются, что проект все равно существует, без них. А по-моему, это здорово. Когда то, что ты делаешь, потом живет без тебя, как дети.

О нас самих.

Мы - разные. Понимать это очень важно. Разного возраста, стиля жизни, профессий и занятий. Мы слушаем разную музыку, читаем разные книги, кто-то по английски, кто-то по испански, кто-то по французки. А кто-то и вовсе не очень любит это дело.

Нам здорово делать вместе одно дело, весело или сердито. Как когда. Эх! Молодежь пошла! Мало поют вместе. А жаль. Время такое. А кому сейчас легко.

А теперь перенеситесь мысленно из своей уютной квартиры в голодную и грязную дождливую реальность экологического лагеря протеста. Когда нужно затрачивать все больше и больше усилий на все, чтобы это все получилось. (А оно еще не дай бог и не получается!) Когда Вася съел по бессознательности своей остаток вегетарианской еды, а у Маши внезапно судьба решается, и она то ли спит, толи видит сны круглыми сутками. А у Димы переходный возраст. А у Кати истерика. А каша подгорела. А на трассе никто не подбирает. А у нас с тобой разное видение, потому что в начале разговора мы в разные стороны смотрели. И так всю жизнь!!! Посмотри на свою перепачканную сажей и усталостью рожицу! Умойся и приезжай еще.

На самом деле еще хуже. Потому что у всех Маш и Вась есть вполне определенные лица. И мы не всегда соотносимы друг с другом. И мы не умеем всего сразу. И перекрыть дорогу гораздо проще иногда, чем объяснить кому-то, что у нас сухой закон, или понять, что ты сам не прав. Но мы хотим научится. Большинство человечества этому не научается, но по нему это не заметно. Так как они живут за дверью своей квартиры. (При этом, это все могут быть очень хорошие люди, даже самые лучшие. Просто жить в коммунне, какой является лагерь протеста - это совсем о другом.)

Ну, контркультура, панки, и т.п. Теперь это все - уже вчерашний день. Теперь поп. А несогласные (а мы - несогласные) - мы другие. Да и у т.н. панков сам стиль жизни более непритязателен. И навыков больше, как жить вне квартиры и денег, которых нет. Раньше было хиппи много, теперь панков. Времена меняются. А кому не нравится наша молодежь... это по-моему не умно.

Теперь о том, чего нет.

Нет фашизма. Ну, в общепринятом смысле. Так как хранителей никто не принимает на работу, то это пожалуй единственное ограничение. А склонные к всякого рода групповым эффектам попадаются. (Как склонные покамандывать, так и поискать "мальчиков для битья"). Очень быстро уходят, или взрослеют.

Нет вождей. У нас нет никаких координаторов, и т.п. И вообще никаких должностей, так что если где-то увидите что-то подобное - делайте выводы.

Мы решаем все общим собранием. Каждый день. (В лагере протеста) Обсуждаем итоги дня. Предлагаем планы на завтра. Распрпеделяем обязанности. Ругаемся, не без этого.

Возмущенный (или наоборот восторженный, как правило сначала восторженный, а уже потом возмущенный) идеалист, беседовавший с друзьями о наследии Кропоткина или о Исповеди Св.Августина содрогнется при этом рассказе. "Ну конечно. А Фомичев? Вот мол, какое лицемерие. Говорят мол все время одни и те же и т.п."

Ну конечно. Научитесь слышать тех,кто говорит не все время. Это первое. Еще. Это плохо, что не все лезут со своими идеями, пусть поначалу и перебивая друг-друга. Хотя и такое бывает. Некоторых вообще смущает, что есть какие-то лидеры.

Друзья мои. Если бы мы проводили тесты на инициативность, то в движение почти и не приходили бы новые люди. Вы бы смогли рассказать, приехав за тысячу километров в лагерь протеста, о котором как-то узнали, что делать завтра, через год, и т.п? Иногода попадаются и те, которые - большие любители рассказывать, что делать вчера. И как ничего не делать завтра.

Да и вообще. Есть просто люди, которые хотят стать рядом. Что же их, прогонять? Проходят дни, недели, иногда годы. И в человеке рождается, то, что вы называете лидером. Попросту: умения, опыт, просто уходит стеснительность. Человек приезжает В СВОЙ лагерь. Так было со всеми, кто пришел в движение одновременно со мной, и так будет с другими. Может быть... Это естественные процессы. Это не государство. У каждого есть шанс отвечать за все. Есть шанс быть услышанным. И это не рыночная экономика. Для этого вовсе не нужно иметь много денег. Ради бога. Конечно есть и амбиции и честолюбие и просто шило в одном месте. Мы же ЛЮДИ. Весь набор качеств вовсе еще не делает человека подлецом, вором или тираном. И это еще не факт, что он станет лидером. Может быть только несчастным человеком.

Да и сколько Вам лет, профессор? Не могли что-нибудь поумнее спросить. Сколько можно писать про всякие глупости.

О деньгах.

Денег тоже нет. Это миф. Придите и покажите, где они. Найдите на радикальное экологическое движение столько, чтобы хватило еще и на работу и на пожить. Те, кто находит на пожить, на работу уже ничего не имеют и наоборот. Берусь потратить любую сумму! : ) ik

Еще. Все наверное учились в школе. В классе всегда много обиженных. На работе их иногда еще больше. Просто это уже о другом.

О методах.

Ничто не будет работать (ни суды, ни лоббирование, ни пресса), если не будет общественного движения протеста. Если вы боритесь с государством, например, как строителем АЭС, помните: у него есть казна, армия и тюрьмы. У нас нет казны, нет тюрем. Но это - бумажки и здания. Мы - живые люди. И мы все можем изменить. Мы сила.

О расколах.

Если от Хранителей отпочкуется живая организация, группа или что-то еще, это тоже естественно. Значит им так лучше. Но по-моему, так труднее. Если уйдут в никуда, из-за какой-то там ерунды, жаль. Если поплывут по волнам фандрейзинга - значит и не было ничего внутри. Если мы кого-то обидели зря - пусть он простит нас.

Нельзя уйти из не существующего движения. Мы - живое.